Эскалатор… Так называют подъемно-транспортную машину, которая работает непрерывно. Она наклонена на 30-35 градусов. Лестница с движущими ступенями движется. Если, например, вспомнить о существовании киевского метро, в нем такие машины применяются для подъема, спуска пассажиров с уровня на уровень. Они установлены на входах/выходах станций, в переходах и на пересадках.
Каждый эскалатор – важный элемент транспортного конвейера метро. Почему? Потому что он в состоянии обеспечивать прекрасную способность при больших перепадах высоты. Специалисты предъявляют к ним жесткие требования по надежности и прочности.
Классификация
- Тоннельные. Их устанавливают в длинных наклонных тоннелях, т.е. на выходах ст. метрополитена глубокого заложения. Они отличны наличием мощного мотора, широкой балюстрады, которая скрывает усиленные несущие металлические конструкции;
- Поэтажные. Их установку проводят на выходах с некоторых ст. мелкого заложения. Здесь крайне важен перепад высоты, который должен превышать 3,5 метра.
В устройстве эскалатора есть один немаловажный и всегда присутствующий нюанс. Дело в том, что он должен быть наклонен на 30 градусов. Всегда. Такая цифра не случайная, так как только в таком случае перевозка пассажиров будет безопасной, а ступеньки удобными из-за своих габаритов.
Узлы и устройство эскалатора
Основа эскалатора – прочная конструкция из металла, которая размещается на фундаменте из бетона. В ее составе есть полосы металлического проката, швеллеры, уголки. Они изготовлены в виде отдельных элементов. Соединение производят с использованием болтов или с помощью сварки. На металлоконструкции смонтированы замкнутые рельсы. По ним перемещаются ступени. Форма ступени – трапеция. У нее есть 4 ролика (2 штуки – 1 рельс). Изгиб рельсов продуман от и до. Ступени, на которые забираются пассажиры, должны быть горизонтальными. Для соединения ступеней используют прочную тяговую цепь. Она похожа на велосипедную, но у нее размер куда больший. Тяговая цепь и полотно ступеней соединены с помощью 2-х больших шестерней – звездочек. Верхняя звездочка связана с мощным тяговым мотором. Связь достигнута через редуктор и ведущий вал. Нижняя звездочка располагается на натяжной камере. Ее монтаж производят на подвижной каретке. Данная каретка связана с тяжелыми грузами. Такие грузы нужны, дабы создать равномерное натяжение всего полотна эскалатора. Также в конструкции присутствуют поручни, изготовленные из прочной резины с износоустойчивой подкладкой. Их скольжение происходит по латунным направляющим.